«МУЗЕУМ ДРЕВНОСТЕЙ». Часть 3.
Куда больше повезло Н. Г. Троиницкому, который... отыскал трость. Сообщение об этом появилось в «Одесском вестнике» 9 декабря 1887 года: «...По отъезде Пушкина следы трости затерялись и до настоящего времени неизвестно было, где она находится. В прошлом году неожиданно Н. Г. Троиницкому посчастливилось получить ее от одесского старожила Ивана Мартыновича Донцова, который более тридцати лет сохранял ее у себя. Ему она оставлена покойным Ягницким, сыном бывшего адъютанта при Воронцове полковника Ягницкого, которому принадлежал дом, где ныне «Парижская гостиница» (угол . Пушкинской и Дерибасовской). К Ягницкому трость перешла от состоявшего несколько лет на службе в Одессе поэта Подолинского, а к последнему - от бывшего профессора в Московском университете, поэта А. Мерзлякова, проживавшего некоторое время в Одессе в 1825... И. М. Донцов (последний обладатель трости) пожелал принести ее в дар здешнему музею»...
(далее...)
Рубрика: Старая Одесса |
«МУЗЕУМ ДРЕВНОСТЕЙ». Часть 2.
Первым литератором, переступившим порог нового здания, оказался Я. П. Полонский, лечившийся в августе 1883 года на Куяльницком лимане. Он оставил тогда роспись в книге почетных гостей библиотеки, а ее попечителю профессору В. А. Яковлеву преподнес автограф своего сти хотворения «Вечерние огни». В следующем году в числе участников проходившего в Одессе VI Археологического съезда библиотеку посетил видный украинский поэт Я. Ф. Головацкий. В. А. Яковлеву, который составил не потерявший ценность и сегодня сборник «Отзывы о Пушкине с юга России», библиотека обязана была и посещением поэта А. Н. Майкова. 24 августа 1890 года, проезжая Одессу на пути в Константинополь, он пожаловал к приятельствовавшему с ним профессору, но Яковлева в библиотеке Не застал и на следующий день отбыл из Одессы на пароходе «Цесаревич».
(далее...)
Рубрика: Старая Одесса |
"Музеум древностей". Часть 1.
Собирание древностей, коими богата земля Северного Причерноморья, считалось в старой Одессе заслуживающим уважения занятием. Но если для некоторых это было модной и престижной забавой, то другое дело - И. П. Бларамберг, который, состоя чиновником таможни, свободное время и помыслы души отдавал коллекционированию, изучению и описанию древних монет, ваз, мраморов и других античных предметов. Как отметил в «Одесских воспоминаниях» П. Т. Морозов, «Антикварий Бларамберг известен многими сочинениями о древностях Новороссийского края»1. Расположен был Иван Павлович и к российской словесности, благодаря чему остался в истории не только археологии, но и литературы.
(далее...)
Рубрика: Старая Одесса |
Дача Ланжерона. Часть 3.
Помимо удобного сообщения, там, как написал в романе «Менахем-Мендл» Шолом Алейхем, «имеется все, что душе угодно, можно купаться в море, можно слушать музыку»: на Ланжероне были устроены летние театры, оркестровые раковины, буфеты, купальни, даже подъемную машину, сиречь, лифт соорудили когда-то.
(далее...)
Рубрика: Старая Одесса |
Дача Ланжерона. Часть 2.
Действительно, Ланжерон просил Пушкина прочитать его трагедию «Мазаниелло, или Неаполитанская революция» и настойчиво выспрашивал мнение о ней. Но эту невинную слабость можно простить графу. Что же касается утверждения о легкомыслии, якобы подтверждаемом фактом ознакомления Пушкина с письмами императора, то, похоже, Бартенев недооценил Ланжерона и явно не польстил Пушкину.
(далее...)
Рубрика: Старая Одесса |
Дача Ланжерона. Часть 1.
«Ланжерон - это часть одесского берега», - отметил Юрий Олеша в рассказе «Стадион в Одессе», адресуя пояснение читателю иногороднему. Потому как земляки, а тем более ровесники автора совершенно точно знали, что это не просто место, где оканчивается земля и начинается море или наоборот, смотря откуда наблюдать. Для них Ланжерон - это воспоминания о детстве и юности, родителях и друзьях, о первом бычке, неумело подсеченном с раскаленных южным солнцем каменных плит ланжероновского «массива», о горящих ладонях, натертых веслами тяжелых шаланд лан-жероновских рыбаков...
(далее...)
Рубрика: Старая Одесса |